Monday, February 27, 2006

Кондрица. 1957 год. Сад Пресвятой Богородицы.

Кишинев. Арка.
В 1957 году после отдыха в Алуште мы с мамой приехали в Кишинев. В то время там дома была только бабушка. Меня впервые решили отправить в пионерский лагерь, в Кондрицу Страшенского района, в километрах 30 от Кишинева. Путевку туда было достать трудно, но тетя ее достала через Академию наук МССР - аж на два срока. Предполагалось, что мне там будет очень хорошо и что я там даже поправлюсь. Взрослые посчитали, что мне нет смысла сидеть в пыльном Кишиневе на попечении одной бабушки. Вроде бы и я был внутренне согласен на это, хотя некоторое беспокойство имелось. Что такое пионерлагерь? Обе составляющие этого слова были мне малоприятны.





Ну вот, в одно прекрасное июльское утро я встретился в условленном месте с девочкой Леной Пелях, направлявшейся в тот же лагерь, и сопровождающими ее взрослыми, и мы поехали на «Москвиче» в Кондрицу. Помню шоссе, широкие просторы Молдавии, ветерок из приоткрытого окошка.
Пионерлагерь Кондрица и озеро перед ним.


Приезжаем. Первое, что бросается в глаза, это высоченная монастырская стена и ворота в ней. Проходная, железная дверь. Документы и оформление. Имя, фамилия. «Сейчас мы тебя отведем в комнату, где ты будешь жить». Обед будет тогда-то. Отвели в небольшие одноэтажные строения, я оставил чемоданчик под кроватью и пошел осматривать территорию. На большом возвышении была заколоченная церковь, но к ней, кажется, даже никто не пытался подниматься. Была еще одна закрытая церковь, много могил вокруг нее. Ряд служебных помещений, явно монастырских, переделанных под нужды пионерлагеря. А главное – весь лагерь был обнесен мощной высокой стеной, которую, как сразу же стало понятно, перелезть было невозможно. Всё, попался, выхода нет, вернее есть, но только с разрешения и через проходную, и группой, и строем…

Вот так я и бродил по территории, осваивался. Осмотрел монастырское кладбище, нашел там удобное местечко у одной красивой могилы на пригорке, надгробие было (впоследствии скажут – он в Бога верит, потому там и сидит), и решил, что это будет мое место, здесь я буду сидеть. Это будет мой пассивный протест в виде неучастия в происходящем.
«Ударили молотком об рельс у штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать». Нет, не совсем как у Солженицына, но всё же ударили молотком об рельс, позвали к обеду. «Перед столовой сегодня - случай такой дивный - толпа не густилась, очереди не было. Заходи». Примерно так. Тем не менее, большинство детей веселилось и резвилось. Во всяком случае, в лагере им явно нравилось. Та же Леночка Пелях, что ехала со мной, впоследствии всем восхищалась. Это они через пятьдесят лет, когда появится Интернет, на одном сайте создадут рубрику с фотографиями «Наше счастливое пионерское детство в Кондрице». Ну что было делать? Первое – это писать письма «на волю» и требовать, чтобы меня срочно забрали. Итак:

Дорогая бабушка!
Только что был завтрак. Бабушка, мне здесь не нравится. Кормят плохо, один (?) раз в день, мало. Всё холодное. Не высыпаюсь. Засыпаю в 12, а встаю в 7. У меня даже болит голова. Сидим за решеткой и смотрим на волю. Поход будет только один. Приехал ли Женя с мамой? Пусть они приедут в воскресенье 7 июля [1957] ко мне. Возьми меня из этой «Кобрицы» числа 20-го июля (смена 27/VII). Не дай бог остаться на 3-ю смену. Я думаю, что я не поправлюсь и похудею. Пришли мне 4 конверта. Ж.















Поход был действительно - один. Строем, по двое, всех вывели в лес, отлучаться от колонны не разрешали, шаг влево, шаг вправо… прогулялись – и вернулись – через проходную. Около лагеря-монастыря было озеро. Нас на него тоже один раз выводили. Но купаться разрешали только по одному и, кажется, в сопровождении взрослых, точно не припомню. Там же, около озера, однажды устроили беседу с заезжим агитатором. Кое-что запомнилось. «Так, ребята, как вы думаете, война закончилась или нет? А? Так вот, я вам скажу, война не закончилась. Она продолжается. Ее ведут против нас страны капитализма, которые…» и т.д. Потом он перешел на атеистическую пропаганду, стал рассказывать про ужасы, которые творят сектанты (детей закапывают живьем, отравляют колодцы). Не помню, к чему относился сюжет с конфетами с напиханными в них мелкими иголочками с целью убийства детей, но он точно был. Очевидно в воскресенье, в день посещений, я писал:

Дорогие тётя, бабушка и Женя!

Я сегодня ждал вас целый день. Почему вы не приехали? Приезжайте ко мне в среду 10 июля и заберите меня обязательно, обязательно!!! Здесь очень плохо!!! Не знаю, проживу ли я здесь еще неделю. Приезжайте как можно скорее!!! За эти дни в лагере я похудел на 2 кг. Не высыпаюсь. Хочу кушать. До свидания. Жоржик.

Надо сказать, что таким я был там не один. Однажды разрыдался мальчик молдаванин, почти не знавший по-русски. Он что-то причитал по-молдавски. Привели человека, знавшего язык, мальчику оказывали психологическую помощь. Потом у нас образовалась группка диссидентов. С ними я и проводил время. Мы осуждали порядки в лагере, критиковали руководство, расписывали друг другу прелести свободной жизни в городе, когда можно неограниченно гулять во дворе и вообще где угодно, обсуждали варианты побега. Кто-то рассказывал об удачных случаях побега, когда кому-то удавалось за ночь дойти пешком до города и оказаться дома. Большинство считало, что лучше всего смыться во время организованной прогулки или купания, спрятаться в лесу, а с наступлением темноты начать продвигаться по шоссе в сторону Кишинева. Со временем тема побега становилась всё более захватывающей.




Было одно хорошее событие. В какой-то из дней приехало кино, на стене церкви натянули экран, все расселись вокруг. Показывали «Карнавальную ночь» Э.Рязанова, она только-только вышла. Хороший фильм. Я и сейчас его с удовольствием пересматриваю.


Воскресенье, день посещений. Все ожидали этого дня и я особенно. Нужно было, чтобы приехала тётя и нужно было во что бы то ни стало ее уговорить забрать меня обратно в город. После долгого ожидания наконец распахнулась дверь и я ее увидел – она приехала. Помню только, что уговаривал я ее долго, она встречалась с воспитателями и руководителями, о чем-то с ними говорила. И помню только тот радостный момент, кода я уже точно осознал, что в лагере не останусь, что «раз уж он так не хочет тут находиться, то ничего не поделать, придется его забрать». Кто-то из воспитателей: «мы взяли его под особое наблюдение, мы не могли понять, почему ему здесь так не нравится, в то время как все остальные дети…» Как бы то ни было, тёте теперь предстояло где-то расписаться, мне - сложить вещи, и уже скоро мы неслись по шоссе в маленьком автобусе в Кишинев.
Кондрица. Церковь Пресвятой Богородицы.

Между тем, Кондрица сейчас включена в туристический маршрут по монастырям Молдавии, это место опять стало известным и почитаемым. Тогда я ничего этого не знал.

«Сад Пресвятой Богородицы» - так назвал свою обитель нынешний настоятель Кондрицкого монастыря архимандрит Филарет. Каждому живущему здесь хватает тишины, духовной и материальной пищи, покоя и умиротворения. Предание гласит, что основал монастырь гайдук Кондря. На старости лет он пришел к живущему в этих местах монаху и исповедался. За большие грехи, которые он сотворил, промышляя разбоем, ему был дан канон - Кондря должен был найти сухой пень и поливать его, принося воду во рту. Монах сказал, что если случится чудо, пень прорастет, выпустит зеленые ветки, значит, Бог прощает грехи гайдука. Дошедшее через века сказание утверждает, что чудо произошло. На месте, где зазеленел пень, Кондря построил деревянную церковь.

«Монастырь Кондрица, построен в 1783 году в княжестве Молдова. В 1820 г. там возводится каменная церковь «Св. Николай», в 1891 г. построена церковь «Успения Божьей Матери». С началом повального закрытия монастырей после советской оккупации Кондрицкую обитель закрыли одной из первых - осенью 1947 года. Тогда в ней проживали почти 60 монахов. Часть монашествующих расселили по еще действующим монастырям, немощных отправили в дома престарелых, молодежь определили на работу в колхозы. На месте монастыря была организована лесная школа, зимняя церковь превращена в клуб, летняя - в склад ядохимикатов. Через 12 лет здесь открыли пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской. И лишь в 1993 году монастырь вернули его законным владельцам. То, что получили монахи обратно, трудно передать словами. Но они не опустили руки и верят в возрождение и процветание обители. Когда-то монастырь владел тремя озерами, двумя мельницами, лесами и виноградниками. Сейчас он живет доходами со своей фермы, пожертвованиями прихожан, торговлей".

Рядом находится резиденция президента Молдавии «Кондрица», туда приезжают главы разных государств. Всё изменилось с тех времен.
















Я в лодке на Комсомольском озере в Кишиневе. 1958 год.

Побывал в Кондрице в этом (2009) году. Кое-что узнал. Фото - здесь.

Георгий Янушевич

No comments: